Экзамен на самостоятельность
Чему учат инвалидов в тренировочной квартире? В учреждении социального обслуживания населения «Веста» есть необычный кабинет, вернее – комната.
Чему учат инвалидов в тренировочной квартире?
В учреждении социального обслуживания населения «Веста» есть необычный кабинет, вернее – комната. Отрываешь дверь и… попадаешь в уютную квартиру. Хорошо обустроенная кухня со всей необходимой бытовой техникой и сервированным столом, рядом – зона отдыха с мягкими креслами, чуть поодаль – гладильная доска с утюгом, стиральная машина. Кто здесь живёт?
«Никто! Это тренировочная комната для инвалидов с ментальными нарушениями, – говорит заместитель директора по социально-реабилитационной работе КЦСОН «Веста» Галина Зиновьева. – Здесь отрабатываются навыки бытового самообслуживания. Для семилетнего ребенка мытьё посуды является обычным домашним занятием, для 13-летнего – обязанностью. Но для человека, страдающего серьёзным заболеванием, тем более если оно связано с нарушением работы нервной системы и психики, и в 20-30 лет это может быть непосильной задачей, если его этому целенаправленно и планомерно не обучали. Делать это непросто, но нужно».
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, не зря отнесены к разряду особых. Родители в них кроме колоссальной физической нагрузки часто испытывают и моральное истощение. Они страдают вместе со своими детьми, тяжело переживая их недуги и беспомощность, а потому сами нуждаются в помощи – причём не только в финансовой и законодательной. Зачастую им необходимо содействие в воспитании детей. Чаще всего отношения с ребёнком в таких семьях строятся на принципах сверхопеки – сильно отстающего в развитии сына или дочь окружают заботой, пытаясь сделать их жизнь максимально комфортной. Кормят, одевают, развлекают, не требуя никаких ответных усилий. В итоге человек растёт, не получая навыков самообслуживания. Родителю проще и быстрее одеть инвалида, чем ждать, пока тот сделает это сам – медленно и неаккуратно. Проблема в том, что опекуны не всегда могут быть рядом – случается, что мама уходит из жизни раньше своего больного дитя, оставив его и без своей заботы, и без навыков самостоятельной жизни. Родителей эта мысль обычно приводит в ужас. Поэтому так важно научить ребенка хорошо ориентироваться хотя бы в привычном пространстве – домашней обстановке. Тому, как это сделать, как раз и учат в тренировочной комнате, где созданы бытовые условия, максимально приближённые к реальным.
Социально-реабилитационная работа в «Весте» с людьми старше 18 лет осуществляется в условиях полустационара и расширена за счёт клубной деятельности в рамках проекта «Академия успеха», которая проводится совместно с родителями. Досуг, оздоровление, познание себя и окружающего мира – вот главные направления этой работы, включающей большой спектр техник и специального оборудования. Одним из них является тренировочная комната.
«Мне как-то довелось объяснять воспитаннику интерната – здоровому, активному подростку – принцип приготовления котлет. И в ответ на просьбу перевернуть на сковороде котлеты, мальчик просто взял пластиковую имитацию котлеты и перевернул её рукой, – рассказывает Галина Николаевна. – То есть взрослеющему человеку, который никогда наглядно не видел процесса приготовления еды (ему её приносят на стол в готовом виде), не пришло в голову, что в таком случае он обжёгся бы! Вот почему важно учить в реальных условиях, а не в теории и на макетах. У нас в тренировочной комнате занятия с несовершеннолетними и молодыми инвалидами проводят психологи и социальные педагоги – разработана специальная адаптивная программа, и подобное обучение даёт замечательные результаты. Здесь воспитанники узнают, как хранить продукты, заваривать чай, готовить и разогревать еду, проветривать комнату, проводить уборку, стирать и гладить вещи – учатся всему тому, что составляет наш повседневный быт. Также специалисты проводят и выездные занятия – учат ориентироваться на улице, составлять маршрут от магазина до автобусной остановки.
Не обошлось и без сложностей. На каком-то этапе мы заметили, что некоторые ребята, хорошо работающие в тренировочной комнате, не применяют полученных знаний дома. Оказалось, что в действиях здесь им помогают визуальные подсказки, которые используют наши педагоги. Тогда для родителей были разработаны такие же карточки, подсказывающие алгоритм действий. И это оказалось эффективным!»
Высокую оценку работе проекта «Тренировочная квартира» дали и участники всероссийского образовательного проекта «Байкальская платформа». 28 февраля представители государственных муниципальных учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения других территорий побывали с ознакомительной экскурсией в «Весте» и взяли на вооружение опыт ангарских специалистов, с 2019 года успешно реализующих эту модель социально-бытовой адаптации.
Автор Вера Инёшина
В учреждении социального обслуживания населения «Веста» есть необычный кабинет, вернее – комната. Отрываешь дверь и… попадаешь в уютную квартиру. Хорошо обустроенная кухня со всей необходимой бытовой техникой и сервированным столом, рядом – зона отдыха с мягкими креслами, чуть поодаль – гладильная доска с утюгом, стиральная машина. Кто здесь живёт?
«Никто! Это тренировочная комната для инвалидов с ментальными нарушениями, – говорит заместитель директора по социально-реабилитационной работе КЦСОН «Веста» Галина Зиновьева. – Здесь отрабатываются навыки бытового самообслуживания. Для семилетнего ребенка мытьё посуды является обычным домашним занятием, для 13-летнего – обязанностью. Но для человека, страдающего серьёзным заболеванием, тем более если оно связано с нарушением работы нервной системы и психики, и в 20-30 лет это может быть непосильной задачей, если его этому целенаправленно и планомерно не обучали. Делать это непросто, но нужно».
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, не зря отнесены к разряду особых. Родители в них кроме колоссальной физической нагрузки часто испытывают и моральное истощение. Они страдают вместе со своими детьми, тяжело переживая их недуги и беспомощность, а потому сами нуждаются в помощи – причём не только в финансовой и законодательной. Зачастую им необходимо содействие в воспитании детей. Чаще всего отношения с ребёнком в таких семьях строятся на принципах сверхопеки – сильно отстающего в развитии сына или дочь окружают заботой, пытаясь сделать их жизнь максимально комфортной. Кормят, одевают, развлекают, не требуя никаких ответных усилий. В итоге человек растёт, не получая навыков самообслуживания. Родителю проще и быстрее одеть инвалида, чем ждать, пока тот сделает это сам – медленно и неаккуратно. Проблема в том, что опекуны не всегда могут быть рядом – случается, что мама уходит из жизни раньше своего больного дитя, оставив его и без своей заботы, и без навыков самостоятельной жизни. Родителей эта мысль обычно приводит в ужас. Поэтому так важно научить ребенка хорошо ориентироваться хотя бы в привычном пространстве – домашней обстановке. Тому, как это сделать, как раз и учат в тренировочной комнате, где созданы бытовые условия, максимально приближённые к реальным.
Социально-реабилитационная работа в «Весте» с людьми старше 18 лет осуществляется в условиях полустационара и расширена за счёт клубной деятельности в рамках проекта «Академия успеха», которая проводится совместно с родителями. Досуг, оздоровление, познание себя и окружающего мира – вот главные направления этой работы, включающей большой спектр техник и специального оборудования. Одним из них является тренировочная комната.
«Мне как-то довелось объяснять воспитаннику интерната – здоровому, активному подростку – принцип приготовления котлет. И в ответ на просьбу перевернуть на сковороде котлеты, мальчик просто взял пластиковую имитацию котлеты и перевернул её рукой, – рассказывает Галина Николаевна. – То есть взрослеющему человеку, который никогда наглядно не видел процесса приготовления еды (ему её приносят на стол в готовом виде), не пришло в голову, что в таком случае он обжёгся бы! Вот почему важно учить в реальных условиях, а не в теории и на макетах. У нас в тренировочной комнате занятия с несовершеннолетними и молодыми инвалидами проводят психологи и социальные педагоги – разработана специальная адаптивная программа, и подобное обучение даёт замечательные результаты. Здесь воспитанники узнают, как хранить продукты, заваривать чай, готовить и разогревать еду, проветривать комнату, проводить уборку, стирать и гладить вещи – учатся всему тому, что составляет наш повседневный быт. Также специалисты проводят и выездные занятия – учат ориентироваться на улице, составлять маршрут от магазина до автобусной остановки.
Не обошлось и без сложностей. На каком-то этапе мы заметили, что некоторые ребята, хорошо работающие в тренировочной комнате, не применяют полученных знаний дома. Оказалось, что в действиях здесь им помогают визуальные подсказки, которые используют наши педагоги. Тогда для родителей были разработаны такие же карточки, подсказывающие алгоритм действий. И это оказалось эффективным!»
Высокую оценку работе проекта «Тренировочная квартира» дали и участники всероссийского образовательного проекта «Байкальская платформа». 28 февраля представители государственных муниципальных учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения других территорий побывали с ознакомительной экскурсией в «Весте» и взяли на вооружение опыт ангарских специалистов, с 2019 года успешно реализующих эту модель социально-бытовой адаптации.
Автор Вера Инёшина
Последние новости
Заседания Думы города Иркутска: 17 вопросов на повестке дня
Депутаты обсудили ключевые вопросы градостроительства и социальной политики.
Значение строительства БАМа для региона
Обсуждение влияния на жизнь общества и экономики.
Внеочередное заседание думы в городе: обсуждение туристического налога
Депутаты рассмотрели важные вопросы на вчерашнем заседании.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Озерске на выгодных условиях